Россия и Казахстан могли бы подать коллективный иск против Азербайджана: интервью Серикжана Мамбеталина

Размещать в Казахстане Банк ядерного топлива никак нельзя: страна географически расположена очень близко к очагу нестабильности в Средней Азии. Охранять подобный банк своими силами Казахстан

Размещать в Казахстане Банк ядерного топлива никак нельзя: страна географически расположена очень близко к очагу нестабильности в Средней Азии. Охранять подобный банк своими силами Казахстан не в состоянии — уверен лидер казахстанской партии зеленых «Руханият» Серикжан Мамбеталин . Также, в беседе с корреспондентом ИА REGNUM , он отмечает, что пора бы уже создать прецедент, когда страны, делящие Каспий, предъявляют друг другу иски о возмещении ущерба. Это бы ускорило создание совместной межгосударственной службы экологического мониторинга, наполнило бы реальным содержанием Тегеранскую конвенцию, заставило бы наши страны пересмотреть взаимоотношения с иностранными недропользователями.

ИА REGNUM : У вас нет ощущения, что все последние события вокруг Каспия старательно замалчиваются? В частности, никто не прокомментировал новость об аварии ВР в Азербайджанском секторе Каспия в 2008 году, после которого погибло 3 тысячи тюленей и 40% всей каспийской кильки. Почему так происходит, на ваш взгляд?

Это происходит в силу многих причин. Во-первых, в регионе нет структур, которые бы обеспечивали независимый мониторинг нефтегазовых операций. Всю информацию, в том числе состояния экологии Каспия мы получаем от самих же нефтяников. Во-вторых, в связи с тем, что экологические законы в постсоветских странах на порядок мягче, чем те же европейские, западные компании ведут себя примерно так же как на нефтепромыслах Анголы и Нигерии. По сохранению биоразнообразия Каспийского моря подписана Тегеранская конвенция, которая до сих пор остается лишь декларативным документом. В-третьих, экологией в прикаспийских странах занимаются местные немногочисленные НПО, которые нельзя близко сравнить ни с » Гринписом «, ни с «Беллоной». А авария на платформе ВР в азербайджанском секторе Каспия, о которой общественность узнала из Викислива, убедительно показывает, что повторение трагедии Мексиканского залива это просто вопрос времени. Кстати, в связи с этим Россия и Казахстан могли бы подать коллективный иск Азербайджану за нанесенный ущерб нашему общему водоему.

ИА REGNUM : Стоит ли? Особенно в свете того, что Америка может, по сути, поддержать Азербайджан, особенно, если построит на его территории военную базу ?

Я полагаю, что стоит создать прецедент, когда страны, делящие Каспий, предъявляют друг другу иски о возмещении ущерба. Это бы ускорило создание совместной межгосударственной службы экологического мониторинга, наполнило бы реальным содержанием Тегеранскую конвенцию, заставило бы наши страны пересмотреть взаимоотношения с иностранными недропользователями. Тем более, согласно СРП по Кашагану, на нормативные акты по экологии, охране труда и безопасности персонала стабильность контрактов не предусмотрена.

ИА REGNUM : А что будет, если ситуацию в Иране удастся
3943
раскачать? Ведь протестный потенциал там тоже высок, и повторение египетского сценария вполне возможно? Как это отразится на Каспийской проблематике
?

Если ситуация в Иране дестабилизируется, а значит и Персидский Залив и Ормузский пролив, то цены на нефть могут стать просто неконтролируемыми. Это может привести к усугублению второй волны мирового кризиса. Если говорить о геополитике, то граничащие с Ираном прикаспийские страны неизбежно ощутят на себе влияние, и в первую очередь Азербайджан.

ИА REGNUM : Политика США в регионе требует обсуждения, не так ли? Вот, например, однажды вы отметили, что экс посол США упомянул в своем «прощальном» выступлении о строительстве в Алма-Ате объекта для хранения опасных биологических патогенов. Помнится, вы даже писали письмо в госдепартамент США с требованием разъяснений, что же это строится и какую заразу они там собираются хранить. Получили ли ответ?

Из источников в Министерстве охраны окружающей среды мы узнали, что это проект Минздрава по созданию централизованного хранилища патогенных штаммов казахстанских институтов и медицинских лабораторий, занимающихся изучением особо опасных вирусов. Проект финансируется американской стороной, и строится их же подрядчиком в целях повышения надежности условий хранения патогенных микроорганизмов. Вроде бы благородная цель, но настораживает, почему такой объект строится в непосредственной близости от города с двухмиллионным населением.

ИА REGNUM : Мне кажется, строительство объектов такого уровня опасности должно обсуждаться публично — и с привлечением экологических организаций, разве нет? К чему эта обстановка секретности, если все надежно и безопасно? Или к нам опять относятся, как к туземцам?

Мы получили ответ из посольства, который гласит, что этот проект ведется со стороны США Министерством обороны . Нельзя сказать, чтобы он был строго засекречен, но и желания раскрывать детали этого проекта, ни с американской, ни с казахстанской стороны не было. Как к туземцам к нам стали относиться уже давно, начиная с 1991 года с развалом Советского Союза.

ИА REGNUM : А еще есть вопрос о размещении в Казахстане Международного банка ядерного топлива

С этим пока тоже полная неясность. Совместное обращение партии Зеленых «Руханият», общественных организаций, депутатов Европарламента , направленное Генеральному директору МАГАТЭ Юкио Амано, до сих пор не получило ответа. Как известно, президент Нурсултан Назарбаев на всемирном ядерном саммите в Вашингтоне озвучил идею создания банка ядерного топлива в Казахстане. Мы, как партия зеленых, выступаем против любых подобных инициатив, связанных с атомом. Как аргументы «за» приводятся доводы, что у нас есть условия для хранения — либо в Семипалатинске, либо в Усть-Каменогорске. Также в наличии производство урана, квалифицированный персонал. Но, в то же время нельзя забывать, что такой банк — это угроза террористической атаки, а Казахстан, после вывода американских войск из Афганистана, непосредственно примыкает к потенциально нестабильному региону. А после того, как председатель комитета атомной промышленности Жантикин заявил, что банк не будет приносить экономике прибыль, то неизвестно какими мотивами руководствовалось руководство Казахстана, предлагая размещение подобного банка.

ИА REGNUM : У вас, наверное, есть версия — какими? Быть может, речь идет о геополитических профитах?

Мы географически расположены очень близко к очагу нестабильности в Центральной Азии. Охранять подобный банк своими силами Казахстан не в состоянии. Высокий уровень коррупции в Казахстане, также не прибавляет надежности этому проекту. На размещение международного контингента будут возражения Россия и Китая. Заманчиво конечно получить Банк ядерного топлива, который бы повысил международный статус страны, но риски размещения намного превышают возможные дивиденды. Так что, я предполагаю, что МАГАТЭ примет разумное и взвешенное решение не размещать такого рода банк в нашей стране.

ИА REGNUM : На экологические проблемы в Казахстане принято смотреть с некоторым… наверное, презрением — дескать, Гольфстрим, который может остановиться — далеко, похолодание в Великобритании — тоже. Вы можете перечислить глобальные проблемы, которые в ближайшем будущем могут коснуться каждого жителя Казахстана? Так сказать, конкретизировать их?

Казахстан, будучи богатейшей страной по природным ископаемым слабо обеспечен водой. В связи с освоением западного Китая, реки Или, а также Иртыш будут мелеть и под угрозу ставится уже само существование озера Балхаш. Поэтому в недалеком будущем проект переброски стока сибирских рек возможно и станет актуальным. В послании президента озвучено, что доступ к централизованному водоснабжению в сельских населенных пунктах вырос до 41 процента, в городах — до 72-х процентов. Но даже эти счастливчики не всегда пьют чистую воду. По расчетам ученых, только обеспечение чистой питьевой водой, продолжительность жизни увеличивается на 5-7 лет. Вот где нужно искать эликсир жизни, в обеспечении населения чистой водой, свежим воздухом и качественным питанием. При этом в правительственной программе ФИИР выделены деньги на строительство космических аппаратов под Астаной, а на строительство завода бытовых недорогих фильтров для очистки воды денег не нашлось.

Кроме размещения Банка ядерного топлива, правительство лоббирует идею строительства АЭС в Актау, в сотрудничестве с Росатомом. Что настораживает в этом проекте, то что атомный реактор ВБЭР-300 применялся раньше только на атомных подводных лодках, но никогда при строительстве АЭС. То есть Казахстан в очередной раз становится полигоном. Справедливости ради отметим, что в Актау уже была АЭС, но она предназначалась для выработки оружейного плутония. По независимым оценкам ориентировочная стоимость новой станции около 2 миллиардов долларов. В городе, который является центром нефтегазовой индустрии, находится в географическом тупике, вдали от основных потребителей такая станция абсолютно не нужна. При этом в Казахстане, из-за изношенности передающих мощностей, при транспортировке теряется до 30% электроэнергии. Так лучше эти деньги направить на модернизацию сетей и отказаться от планов строительства АЭС из-за высокой радиоактивной угрозы населению единственного в стране приморского города, который имеет большой туристический и курортный потенциал.

ИА REGNUM : Еще есть вопрос промышленных отходов

Да, я как раз хотел остановиться на этом вопросе. Республика Казахстан по загрязненности промышленными техногенными отходами занимает ведущее место в мире. Для сравнения, на одного жителя Германии приходится 400 килограммов промышленных отходов, тогда как на одного жителя РК более 2000 тонн. При этом объемы эти ежегодно увеличиваются на 700 млн. тонн. Пользуясь пробелами в законодательстве, недропользователи и владельцы предприятий — не уделяют должного внимания вопросам утилизации промышленных отходов, не используют передовые технологии энерго- и водосбережения, загрязняют окружающую среду, предпочитая платить незначительные штрафы. Здесь я вижу выход в создании национальной компании по переработке промышленных и бытовых отходов. Компания будет работать на принципах окупаемости проектов, в форме государственно-частного партнерства. Например, та же сера с Тенгизского месторождения может быть передана компании Кайнар, золотвалы ГРЭС, ТЭЦ, шламонакопители Казфосфата, хвосты с пустой породой компаний Казахмыс , Казцинк, предприятий Евразийской группы могут отойти от головных компании. Практически создается совершенно новая отрасль экономики, без больших финансовых затрат, на основе уже имеющихся активов, которая даст рабочие места, налоги в бюджет, принесет новые технологии. Что немаловажно, она привлечет научный потенциал страны, даст развитие прикладной науки в производственных сферах, а также в области экологии, гигиены, профессиональной патологии.

ИА REGNUM : Но для этого — нужна как минимум, общественная воля, как максимум — политическая. Когда вы только возглавили партию, вы говорили о вероятной консолидации всех экологических НПО. Что вы можете сказать об этой идее сейчас, спустя время? Возможно ли объединить усилия для того, чтобы совместно решить проблемы свалок вокруг казахстанских мегаполисов или проблемы жителей села Березовка?

Со времени основания зеленой партии не прошло и года. Очень много времени ушло на выработку приоритетов, политические консультации, позиционирование на политическом поле страны. Консолидация, о которой мы заявили на съезде, выражается в совместном решении задач. Например, обращение против размещения Банка ядерного топлива мы готовили вместе с Международным Антиядерным движением Невада-Семипалатинск и объединением экологических НПО «Экофорум». В будущем мы планируем подписать соглашение о совместной деятельности и включить представителей этих организаций в парламентский список от партии Зеленых «Руханият». Также активно идет сотрудничество с Европейской партией зеленых, куда мы надеемся войти до конца этого года. Из других международных НПО, есть первые контакты с норвежской «Беллоной», которая уже имеет представительство в Санкт-Петербурге и опыт работы в постсоветских странах.

ИА REGNUM : Но при этом — вы почему-то отказываетесь от участия в президентских выборах. А ведь было бы логично — проговорить все эти проблемы в публичном поле, быть может, привлечь внимание потенциальных сторонников? Что произошло? Ведь буквально неделей назад вы как раз об этом заявили? А потом — отказались от участия в досрочных президентских выборах?

Президентские выборы стали неожиданностью для всех без исключения казахстанских политиков. «Готовность» правящей партии сегодня обусловлена исключительно наличием в ее распоряжении неограниченного административного ресурса. В очередной раз НДП «Нур Отан» будет строить свою деятельность в расчете на адмресурс и авторитет своего лидера. В преддверии подготовки к парламентским выборам в стране наша партия Зеленых «Руханият», готовясь предложить обществу свою новую платформу, не хотим начинать с поспешно организованных политических кампаний.

Михаил Пак , Алма-Ата

Без рубрики
.